/* Горизонт */

//-->

Поморцев Михаил Михайлович

Поморцев Михаил Михайлович ПОМОРЦЕВ Михаил Михайлович (1851—1916)—русский изобретатель в области ракетной техники, аэролог, генерал-майор. Окончил Михайловское артиллерийское училище в Петербурге (1871) и Академию Генерального штаба (1878). С 1881 преподавал в Военно-инженерной академии, с 1885 в Артиллерийском училище в Петербурге, С 1885 организовал подъёмы на аэростатах для изучения атмосферных явлений; обработал результаты нескольких десятков таких полётов. С целью увеличения дальности полёта и кучности падения ракет в 1902—05 предложил и испытал около 20 типов несущих и стабилизирующих поверхностей (стабилизаторы, крылья и др.). В 1905 предложил проект ракеты с двигателем, работающим на сжатом воздухе. В 1907 исследовал взаимосвязь давления в камере двигателя, скорости истечения газов, размеров ракетной пустоты, способов набивки пороха в гильзу и др. В 1908 с предложенным им стабилизатором добился увеличения дальности полёта ракеты массой 10—12 кг до 8—9 км. Изобрёл ряд аэронавигационных и др. приборов. Именем Поморцева назван кратер на Луне.

Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985


Годы жизни

Боевая ракета со стабилизатором конструкции Поморцева

1851, 12 июля - в селе Васильевщина Нижегородской губернии родился мальчик, названный родителями Михаилом. Его отец, Михаил Яковлевич Поморцев, артиллерийский офицер, рано вышел в отставку в чине поручика и служил в земстве. Родившийся Михаил был старшим сыном в семье. Семья безвыездно жила в деревне. Мать, Анна Осиповна, умная и образованная женщина, благотворно влияла на развитие детей.

Семья жила очень скромно, на небольшой заработок отца. Детские годы до двенадцати лет Михаил проводит в деревне. Умный, пытливый и живой мальчик пользуется полной свободой. Он обладает большой фантазией и придумывает увлекательные игры и занятия для сверстников.

В этих условиях в Михаиле рано развиваются смелость, решительность, трудолюбие и непрерывное стремление к знанию.

1863 - 12-летний Михаил определён в военную гимназию (закрытое учебное заведение по типу кадетского корпуса) в Нижнем Новгороде. В cемье нет иных средств, чтобы дать ему образование. Со временем и двое других детей в семье Поморцевых были определены в закрытые учебные заведения.

1868 - Михаил заканчивает гимназию и поступает в Петербургское артиллерийское училище. В этом же году умирает тяжело болевший последние годы отец. Михаил не чувствует никакого влечения к военной службе. Впоследствии он с горечью вспоминает, что лишь недостаток материальных средств заставил его идти на военную службу.

И в гимназии и в училище Поморцев старается получить как можно более основательные знания. Он упорно работает, проявляя пытливость ума и глубокий интерес к изучаемому делу.

1871 - Поморцев заканчивает училище и получает назначение в артиллерийскую бригаду, дислоцированную на Западной Украине. Строевая служба по-прежнему тяготит его. Ему чужда тусклая жизнь офицерства, их ограниченные интересы. Поэтому он, служа в артиллерийской части, возобновляет самомтоятельные занятия, специализируясь в области военной топографии.

1873 - Поморцев выдерживает экзамен и направляется в Петербург на годичные курсы усовершенствования при Артиллерийской академии. На курсах он очень напряжённо работает и сильно подрывает здоровье. По окончании курсов, по рекомендации военно-врачебной комиссии, он направлется в артиллерийскую часть в Бессарабию. Там он проходит курс специального климатического лечения. Поморцев продолжает свои занятия топографией и геодезией.

1875 - командировка на 6-месячные курсы усовершенствования по геодезии при Академии Генерального штаба в Петербург.

1875, лето - окончив курсы, Поморцев возвращается в свою часть в Бессарабию. Там он знакомится с 18-летней Стефанией Лукиничной Бржостовской.

1875 - Поморцев и Бржостовская образуют семью.

1876 - рождение сына Владимира.

1876, конец - Поморцев переводится в 4-ю запасную артиллерийскую бригаду. Теперь у него становится больше времени для самоcтоятельных занятий. Он твёрдо решает продолжать образование и связать свою жизнь с наукой.

1877 - Поморцев принят в старший класс геодезического отделения Академии Генерального штаба.

1878 - Поморцев заканчивает Академию и прикомандировывается к Главной Астрономической обсерватории в Пулково. В круг его интересов всё более входит высшая геодезия, а затем и метеорология.

Учёный мир Петербурга уже хорошо знает Поморцева, его прекрасную теоретическую подготовку и тяготение к научной деятельности. Дмитрий Иванович Менделеев приглашает его участвовать в работе Русского физико-химического общества.

1880 - закончив работу в Пулково, Поморцев направляется в распоряжение Главного артиллерийского управления в Петербурге. Он решает полностью отдаться научной деятельности, не думая о карьере вообще и военной, в частности.

В это время репутация Поморцева в глазах начальства сильно поколебалась. Его взгляды несозвучны с настроениями офицерства царской армии. Он не скрывает своей неприязни к затхлой, ограниченной атмосфере, царившей в этой среде. Всё это приводит к неблагоприятным аттестациям Поморцева как офицера и тормозит его продвижение по службе.

1880, декабрь - создан воздухоплавательный отдел (VII) при Русском техническом обществе. В работе этого отдела Поморцев примет в дальнейшем самое деятельное участие.

1881 - с этого года Поморцев преподаёт топографию и геодезию на временных курсах в Инженерной академии.

1882 - Поморцев оставляет строевую службу. Он получает назначение на должность помощника заведующего обучающимися (должность, примерно соответствующая современному заместителю начальника учебно-строевой части) в Военно-Медицинской академии, там же, в Петербурге. В этой должности, а затем и в должности заведующего Поморцев работает в течение семнадцати лет. Именно к этому периоду относятся и его наиболее крупные исследования и печатные работы в области метеорологии и воздухоплавания.

Научная деятельность Поморцева началась ещё в Пулковской обсерватории. Первые научные работы посвящены исследованиям в области электричества, но опубликованы только в 1884-85 годах в Известиях Русского физико-химического общества. Вслед за этим, в течение трёх лет, появилось ещё несколько работ Поморцева - по теории военных дальномеров, в частности, по теории и конструкции дальномера с вертикальной базой, изобретённого самим Поморцевым.

1884 - Поморцев избран членом Русского физико-химического общества.

1885 - первые наблюдения над явлениями в свободной атмосфере. В то время изучение высоких слоёв атмосферы непосредственно зависело от развития воздухоплавания, так как единственным средством наблюдения в свободной атмосфере могли служить привязные или свободные аэростаты. Но воздухоплавание в России развивалось медленно, так как царское правительство в течение нескольких десятков лет считало его пустой и вредной забавой (ещё 4 апреля 1786 года был указ императрицы Екатерины Второй о запрещении "пускать шары в предупреждение пожарных случаев и несчастных приключений". В том же году последовал отказ французскому воздухоплавателю Бланшару в публичных полётах в России: "... в России отнюдь не занимаются сей или другой подобной аэроманией, да всякие опыты оной, яко бесплодные и ненужные, у нас совершенно затруднены"). Лишь в 1804 году состоялся первый в России полёт, организованный академиком Я.Д. Захаровым.

1885 - в военном министерстве организуются крепостные воздухо- плавательные части (при крепостях Варшавской, Оссовецкой и других). В Петербурге создан учебный воздухоплавательный парк с офицерской школой при нём. Поморцев приглашён в эту школу преподавателем метеорологии. Впоследствии из неё вышел ряд крупных метеорологов: Калитин Н.Н., Троицкий С.И., Молчанов П.А., Фридман А.А. и другие.

Это была первая в России воздухоплавательная организация, располагавшая достаточными материальными средствами. По инициативе М.А. Рыкачёва, Д.И. Менделеева, М.М. Поморцева начинаются научные полёты.

Таким образом, учебный воздухоплавательный парк стал базой для научных исследований атмосферы.

1885 - c этого года Поморцев читает курс метеорологии в Петербургской воздухоплавательной школе.

1885 - 1907 - Поморцев - приватный преподаватель топографии в Артиллерийском училище.

1888 - Поморцев избирается членом Русского географического общества.

1889 - книга Поморцева "Очерк учения о предсказании погоды (синоптическая метеорология)". Первое русское руководство в этой области. Автор разбил свой труд на шесть глав:

Книга была весьма одобрительно встречена авторитетными научными кругами.

Поморцев расширяет наблюдения в свободной атмосфере. Подъёмы аэростатов производятся в Петербурге, Варшаве, Новогеоргиевске, Оссовце, Иван-городе.

1891 - Поморцев избран в число членов-учредителей Русского астрономического общества.

1891 - по инициативе Поморцева воздухоплавательный отдел Русского технического общества проводит три специальных опытных полёта воздушного шара с программой наблюдений за его движением, разработанной Поморцевым.

1891 - Поморцев собирает наблюдения сорока полётов на воздушных шарах и выпускает книгу "Научные результаты 40 воздушных путешествий, совершённых в России". В ней определены вертикальные градиенты основных метеовеличин (температура, влажность, ветер). Как теперь известно, значения этих градиентов - более устойчивые характеристики, чем средние значения самих величин. К тому же Поморцев постарался получить значения градиентов для разных состояний атмосферы, введя в рассмотрение особенности распределения атмосферного давления.

Работа была очень высоко оценена современниками.

1892 - за этот труд Поморцеву присуждена премия Русского технического общества и золотая медаль Русского географического общества. Книга переведена на английский, немецкий и французский языки. Поморцев избран членом Русского технического общества.

1892-93 - переговоры Поморцева с профессором Ассманом, председателем Берлинского воздухоплавательного общества об организации одновременных научных подъёмов на аэростатах в России и Западной Европе. В переговорах участвуют также австрийцы и французы, но подъёмы выполняются русскими и немцами:

1894 - ряд одновременных подъёмов воздушных шаров:

     - 23 июля     - Петербург, Берлин
     - 28 июля     - Петербург, Берлин
     - 19 сентября - Петербург, Варшава, Оссовец, Берлин.

Во всех подъёмах, выполненных из Петербурга, Поморцев участвует лично. Результаты трёх одновременных полётов, охвативших большую территорию, дали ценный материал для изучения воздушных течений в их зависимости от распределения атмосферного давления.

Для определения воздушных течений на различных высотах Поморцев использует также свободные аэростаты. Для этой цели нужно было во время полётов непрерывно регистрировать высоту и путь аэростата. Это можно было делать только с Земли. Лишь при дальних полётах с самого аэростата отмечались наземные пункты прохождения и время. Это вело к большим ошибкам, в особенности, если пункты, отмеченные в навигационной карте, встречались редко. Поморцев создаёт первые в мире аэронавигационные приборы, позволившие вести бортовые измерения.

Первый прибор Поморцева позволял определить направление и скорость движения аэростата. По известной высоте полёта и замеренному времени прохождения наземного объекта между двумя нитями окуляра отсчитывался азимут направления движения аэростата, затем вычислялась угловая скорость движения, приведённая к зениту точки наблюдения, затем - линейная скорость аэростата.

Второй прибор Поморцева позволял определить расстояние до предметов, находящихся на земной поверхности. По прибору отсчитывался видимый угол предмета в оптической трубе. Расстояние вычислялось из геометрических построений по известной высоте аэростата.

Как создатель первых в мире аэронавигационных приборов, Поморцев по праву может быть назван основателем аэронавигации.

В результате наблюдений за движением облаков Поморцев конструирует прибор для определения направления и угловой скорости их движения. Прибор состоял из теодолита с магнитной стрелкой и солнечных часов Флеше. Позже такме приборы получили название нефоскопов.

1894-97 - Поморцев - член Совета Русского технического общества.

1895 - за создание нефоскопа Поморцев удостоен премии Костемеровского от Русского технического общества.

1894-95 - статьи Поморцева в "Инженерном журнале": "Интегрирование дифференциального уравнения движения свободного воздушного шара", "Привязной аэростат", "Исследования о механических условиях равновесия и движения свободного воздушного шара", "Управляемый аэростат".

В этих трудах всесторонне рассмотрены условия движения свободного и управляемого аэростата с пропеллерной тягой в их связи с атмосферными условиями, сделан вывод, что движение управляемых аэростатов и дирижаблей всегда будет зависеть от воздушных течений (подтверждён впоследствии Д.И. Менделеевым и Н.Е. Жуковским).

Поморцев переходит к исследованиям летательных аппаратов тяжелее воздуха. В своих опытах по нахождению наиболее аэродинамически выгодной формы планёра Поморцев исследует коробчатые змеи Харграва и плоскостные - - Отто Лилиенталя.

1895 - Поморцев избран Председателем воздухоплавательного отдела Русского технического общества.

1896 - cоздание Международной комиссии научного воздухоплавания.

1897 - новый труд Поморцева - "Исследование атмосферы при помощи воздушных шаров". Наблюдения при полётах со свободных аэростатов не могли дать достаточных данных, особенно для высоких слоёв атмосферы. Поэтому Поморцев организует подъёмы шаров-зондов (воздушные шары с самопишущими приборами без человека).

1897 - две статьи Поморцева - "Аэростаты, снабжённые самопишущими приборами в применении к исследованию атмосферы" и "Исследования самопишущих приборов, применяемых на шарах-зондах". В эти же годы для подъёма самопишущих приборов стали применяться воздушные змеи и привязные аэростаты. Поморцев принимает деятельное участие в создании методик и организации таких наблюдений и разрабатывает собственные конструкции змеев, отличавшихся большой устойчивостью и грузоподъёмностью и небольшим натяжением троса.

1898 - работа Поморцева "Атмосферные течения, их связь с распределением атмосферного давления на Земле и характером погоды".

При полётах на аэростатах Поморцев вёл разнообразные наблюдения за атмосферным электричеством, акустическими, оптическими и иными явлениями, заинтересовался вопросами земного магнетизма.

1900 - работа Поморцева "Абсолютные определения элементов земного магнетизма".

1900 - Поморцев командирован в Париж на международную выставку и входит в число членов жюри. Поэтому его собственные результаты, представленные на этой выставке, не могли быть отмечены премиями. Поморцев получает от правительства Франции орден Почётного легиона за научные работы и приборы, экспонировавшиеся в Париже.

1899-01 - доклады в Русском техническом обществе по предварительным итогам опытов с планёрами.

1902 - медаль Русского технического общества за исследования в области воздухоплавания.

1902 - Поморцев отходит от деятельности в области аэрологии и переходит к исследованиям летательных аппаратов тяжелее воздуха. Прекращение практической работы Поморцева в области аэрологии отчасти вызвано было состоянием его здоровья, а главное тем, что он был захвачен другими интересами. Большое значение имело и то, что аэрология к этому времени располагала разнообразными средствами исследования атмосферы. Центром исследований свободной атмосферы стала Аэрологическая обсерватория в Павловске.

Всю свою научную деятельность во второй половине жизни Поморцев посвящает проблеме завоевания воздуха человеком. Поморцев становится сторонником разработки летательных аппаратов тяжелее воздуха.

1902 - по инициативе Поморцева артиллерийскому ведомству выделены средства на опыты с ракетами. Он проводит их на Петербургском артиллерийском полигоне, в Севастополе, на Ракетном заводе в Николаеве.

1903 - Поморцев избран попечителем земской народной школы у себя на родине, в Нижегородской губернии.

1904, Марсель - Поморцев награждён золотой медалью за работы в области метеорологии на Международной выставке по гигиене и спасению.

Помимо непосредственных работ в области аэрологии и воздухоплавания Поморцев активно работает и в смежных областях:

Однажды, взяв за основу ткань "керзу" и пропитав её по своей методике, Поморцев неожиданно получил ткань, непроницаемую для воды, но проницаемую для воздуха. Так родилась знаменитая "кирза" (буква "e" со временем поменялась на "и") - заменитель кожи для сапог.

1905, Льеж , - образцы газоводонепроницаемых тканей, пропитанных

1906, Милан - по способу Поморцева, экспонируются российским министерством промышленности на международных выставках. В Милане Поморцев получает золотую медаль.

Научные результаты и заслуги Поморцева становятся к этому времени столь очевидны, что даже его нелюбовь к военной службе и постоянные конфликты с начальством, ранее мешавшие его военной карьере (к которой он и никогда не стремился), теперь не служат препятствием.

1906, апрель - Поморцев производится в чин генерал-майора артиллерии.

1906 - Поморцев завершает, не доведя до конца, эксперименты с ракетами. В этом же году он, из-за непрерывных конфликтов с руководством пишет рапорт об отставке.

1907, февраль - выход в отставку с пенсией. Теперь он занимается только наукой.

1909 - Поморцев возвращается к вопросам, связанным с изучением свободной атмосферы.

1909, 3 марта - доклад Поморцева в Русском географическом обществе "О закономерностях в атмосферных течениях и их связи с синоптикой".

1911, Петербург - поощрительный отзыв на Международной воздухоплавательной выставке за способы создания газоводонепроницаемых тканей.

1912 - cтатьи "Старые опыты и современные данные авиации", "Подобно-изменяемая система и её применение к устройству летательных аппаратов". Поморцев, через посредничество Жуковского, получает приглашение Рябушинского работать в аэродинамической лаборатории в Кучино (ныне здесь находится ЦАГИ). Здесь Поморцев разрабатывает идею и оригинальный проект самолёта с переменным углом встречи (угол наклона крыльев), автоматически сохраняющим устойчивость в полёте. Поморцев патентует свой самолёт.

1913, Петербург - малая серебряная медаль на Всероссиской гигиенической выставке.

1913 - Поморцев награждён золотым нагрудным знаком Особого комитета по усилению военного флота России за особые заслуги в области воздухоплавания.

1913-14 - у Поморцева резко усиливается болезнь сердца.

1914 - Поморцев докладывает проект самолёта в воздухоплавательном отделе Русского технического общества. Жуковский выдаёт положительную экспертную оценку. Однако военный министр России отказывает в отпуске средств на постройку опытного образца, что глубоко возмущает Поморцева.

1914 - последняя работа Поморцева в области аэрологии - "Опыт аналогии в явлениях гироскопического и вихревого движения" (журнал "Техника воздухоплавания", N 1/1914 год). Установлена некоторая периодичность явлений в атмосферных течениях, произведена попытка объяснить причины возникновения атмосферных вихрей.

1916, лето - Поморцев работает в Петербурге один. Все члены его семьи выехали на дачу. Здоровье Поморцева внезапно резко ухудшается. Он переходит на лечение в клинику Военно-медицинской Академии. Врачи констатируют тяжёлое состояние сердца, печени, почек.

1916, 18 июня, 18 часов - сильные приступы удушья.

1916, 19 июня, 4 часа утра - Михаил Михайлович Поморцев скончался. Он похоронен на Охтенском кладбище в Петербурге.


Библиография: 1. Минкельдей М.А. - "Михаил Михайлович Поморцев -
                           первый русский аэролог", Санкт-Петербург, Гидрометеоиздат, 1954 год.
                        2. Дроздов М.И.    - "Кирзовые сапоги и ракеты", Санкт-Петербург, 
                            Нева, N 10/1987 год. 
Материал подготовил: Монахов C.C.
Александр Красников kai@aha.ru

Последние изменения внесены 07 Июля 1997 г.