/* Горизонт */

//-->

Цандер Фридрих Артурович

(1887—1933) — советский учёный и изобретатель в области теории межпланетных полётов, реактивных двигателей и ЛА. В 1914 окончил Рижский политехнический институт. Проблемами реактивного движения начал заниматься с 1908. Его внимание привлекали вопросы конструирования КА, выбор движущей силы, способы очистки атмосферы на КА и др. В 1909 он впервые высказывает мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля; с 1917 приступает к систематическим исследованиям проблем ракетно-космической науки и техники. В 1921 Цандер представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана на Московскую губернскую конференцию изобретателей. В 1924 опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью «Перелёты на другие планеты», в которой изложил свою основную идею — сочетание ракеты с самолётом для взлёта с Земли и последующее сжигание в полёте самолёта в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полёта ракеты. В том же году Цандер разрабатывал идею об использовании Луны или попутных планет (их гравитационного и электромагнитного поля или их атмосферы) для увеличения скорости полёта на другие планеты, а также идею планирующего спуска КА с торможением в атмосфере планеты. С 20-х гг. Цандер, наряду с исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался разработкой теории и расчётом двигателей КА. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе; выполнил ряд теоретических расчётов эффективности реактивных двигателей различных схем, включая ВРД и комбинированные РД. Основные труды по ракетной астродинамике; им были рассмотрены также вопросы движения КА в гравитационном поле Солнца, планет и их спутников, определения траекторий и продолжительности полётов. В 1929—32 Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный двигатель ОР-1; в 1933 — ЖРД ОР-2 (на жидком кислороде с бензином). Разрабатывал проекты двигателя 10 и ракеты -«ГИРД-Х». Принимал участие в организации Группы изучения реактивного движения. В 1931—32 был пред. ГИРД при Осоавиахиме. В 1930—31 преподавал в Московском авиационном институте. Именем Цандера названа мемориальная комната в Рижском политехнич. институте, музей развития космонавтики в Кисловодске, улица в Москве, кратер на Луне.

Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985


Годы жизни и деятельности

1887, 23 августа - в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского камергера и музыканта Готшалька, Елены Цандер, родился мальчик, названный родителями Фридрихом. Он был в родительской семье четвертым ребенком.

1889 - рождение сестры Елены и смерть матери при родах. Детей воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, он окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году - Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения образования он отправился в Вену, где защитил докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями о возможной разумной жизни на других планетах развил в любознательном мальчике стремление лететь к звездам. Рассказы отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных змеев возбудили в мальчике мысль, нельзя ли добиться перелета на другие планеты. Эта мысль не оставляла Фридриха всю жизнь.
Мальчик любил читать. В доме отца была неплохая библиотека. Особенно нравились ему книги по астрономии и научно-фантастические, в частности, романы Жюля Верна.

1891- женитьба отца на Берте Августовне Конради, двадцатилетней экономке, работавшей у них в доме и ставшей детям второй матерью. Вскоре родилась дочь Маргарита, ставшая сестрой ранее родившимся детям и особенно близкой - Фридриху.

1894 - поездка А.К. Цандера в Баку и закаспийские области России. Привезена уникальная коллекция пресмыкающихся и земноводных.

1896 - Фридрих Цандер определен в частное приготовительное училище, дававшее подготовку для поступления в реальное училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года (сказались старания отца)

1898 - Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли.

1904, 30 января - гибель под поездом Роберта Цандера, старшего брата Фридриха. Отец приглашает жить в свой дом Вальтера Конради, младшего брата жены.

1905 - Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов.

1905 - Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института.

1905 - 1907 - Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная революцией 1905 года, временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в "альма матер"

1908

1909 - Цандер высказывает мысль о возможности использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты.

1910

1912, 18 сентября - Цандер приходит к доказательству возможности выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя известные виды топлива. Идея была доказана еще Циолковским, но Цандер пришел к этому самостоятельно! Работая над вопросами динамики такого полета, Цандер ранее Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе 1909 года (в 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней (в общем случае он эту мысль высказывал еще в 1909 году). В настоящее время, правда, считается более выгодным возврат дорогостоящих ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве вторичного топлива другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит практическую реализацию на твердотопливных ракетах.

1914 - после окончания института Цандер поступает на завод "Проводник", являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия. Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд!

1915 - в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом эвакуируется в Москву

1915 - 1917 - Цандер проводит эксперименты по "оранжерее авиационной легкости" или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения. Он выращивает в древесном угле горох, капусту и другие овощи.

1919 - Цандер переходит работать на авиационный завод "Мотор"

1921, конец (по другим данным - начало 1922) - встреча Цандера с лидером большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным. Беседа о проблемах межпланетных сообщений. По-разному можно оценивать сущность коммунистической идеологии и личностные качества предводителей большевистского режима. Но факт не оставляет сомнений - всю жизнь Фридрих Цандер подчеркивал огромный идейный кругозор своего визави, колоссальный энергетический импульс, исходивший от этого человека, и то, как окрылила его эта беседа. Цандер решает уйти с завода и работать дома, чтобы быстрее решить поставленные перед собой задачи

1922 - 1923 - Фридрих Цандер получает длительный отпуск и напряженно работает дома. В отпускном свидетельстве, выданном ему, сказано:"... отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему". Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода "Мотор" отчислили из своей зарплаты его 2-хмесячный заработок.

1923

1924

1926, октябрь - Цандер начинает работу в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста.

1927, февраль

1930

1931

1932

1933, 28 марта - смерть Ф.А.Цандера в Кисловодске.

В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так было положено начало практическому исследованию космоса в России. И роль Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был первым в нашей стране инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществленим космических полетов.

Монахов С.С. 1997


Copyright © 1997 Александр Красников kai@aha.ru

Последние изменения внесены 19 Марта 1997 г.

Получите удостоверение на 560 часов пройдя обучение по защите информации дистанционно и очно.