/* Горизонт */

//-->

Газодинамическая лаборатория

ГДЛ—ОКБ — советское опытно-конструкторское бюро по разработке жидкостных реактивых двигателей (ЖРД), ведущее свою историю с 15.5.1929, когда в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) была организована группа для разработки предложения В. П. Глушко об использовании энергии, освобождающейся при электровзрыве металлов, для создания тяги РД. В начале 30-х гг. был создан ЭРД — первый в мире образец электротермического РД. В 1929 Глушко были начаты изыскания в области ЖРД. В 1930—31 разработаны и изготовлены первые в СССР экспериментальные ЖРД, названные опытными ракетными моторами — ОРМ (это назв, было сохранено и для многих последующих ЖРД). С целью овладения основами конструирования и эксплуатации ЖРД в 1931—32 проведено 100 пусков ОРМ с применением различных низко- и высококипящих топлив.

К концу 1933 решены основные проблемы, связанные с созданием надёжно работающих ЖРД: выбрано высококипящее топливо азотная кислота — керосин, отличающееся высокой плотностью, удобное в эксплуатации и обеспеченное широкой промышленной базой; это топливо применялось в ЖРД и в последующие годы; разработаны новые технические решения и конструктивные элементы — химические и пиротехнические зажигание топлива, центробежные форсунки, реактивное сопло со спирально оребрённой стенкой, охлаждаемой топливными компонентами, завесное охлаждение камеры сгорания. В результате в 1930—33 созданы ЖРД (ОРМ-1 - ОРМ-52) с тягой до 2940 Н и удельным импульсом до 2060 м/с, имеющие большой ресурс. В 1930—33 разрабатывались также экспериментальные жидкостные ракеты РЛА (реактивные летательные аппараты): РЛА-1,-2, -3 с расчётной высотой подъёма 2—4 км и РЛА-100 с высотой подъёма 100 км при стартовой массе 400 кг. Первые 2 ракеты были изготовлены; разработка РЛА-З и РЛА-100 не была завершена.

C января 1934 коллектив Глушко продолжил работу по созданию ЖРД в Москве в качестве подразделения Реактивного научно-исследовательского института. В 1934—38 сконструированы ЖРД ОРМ-53 — ОРМ-70, -101, -102 тягой до 5,9 кН, рассчитанные на топлива азотная кислота — керосин и тетранитрометан — керосин, и газогенератор ГГ-1, явившийся прототипом газогенераторов современных ЖРД. Этот агрегат, предназначенный для привода двигателя морской торпеды, работал на азотной кислоте и керосине с разбавлением продуктов сгорания водой. При расходе рабочего тела ~ 0,4 кг/с ГГ-1 производил 40—70 л/с газа с давлением 2—2,5 МПа и температурой 720—850 К. Образец агрегата, прошедший в 1937 официальные испытания, проработал 106 мин без каких-либо дефектов.

В 1939 разработки ЖРД были продолжены при московском авиационном моторостроительном заводе, а с 1940 на аналогичном заводе в Казани. В 1941 это подразделение было реорганизовано в ОКБ (главный конструктор Глушко). До конца 1946 ОКБ занималось созданием самолётных ЖРД. В качестве базового образца был выбран однокамерный ЖРД тягой 2,94 кН с насосной подачей топлива (азотная кислота — керосин). Путём использования различного числа унифицированных камер (от 1 до 4) намечалось создать семейство вспомогательной и основной ДУ с тягой до 11,8 кН для установки на боевые самолёты. 1.10.1943 начались испытательные полёты самолёта Пе-2, снабженного вспомогательным однокамерным ЖРД РД-1. Этот двигатель и его улучшенный вариант РД-1ХЗ стали первыми в СССР серийными ЖРД.

Разработка двух-, трёх- и четырёхкамерных ЖРД была со временем прекращена. Помимо РД-1 и РД-1ХЗ, официальные испытания прошёл однокамерный ЖРД РД-2 тягой 5,88 кН с насосным агрегатом.

В последние годы пребывания в Казани ОКБ состояло из 3 основных подразделений: конструкторского бюро, научно-исследоввательской лаборатории и опытного производства. Эти подразделения возглавлялись соответственно Г. С. Жирицким, Д. Д. Севруком (заместители главного конструктора) и Н. Н. Артамоновым. В 1942—46 заместителем главного конструктора по лётным испытаниям был С. П. Королев, разрабатывавший установки РД для самолётов и принимавший участие в испытательных полётах в качестве бортинженера. ЖРД создавались в комплексе со всеми агрегатами, обеспечивающими функционирование ЖРД (включая реле, кабели с электроразъёмами, свечи зажигания, электроподогреватели, терморегуляторы, сигнальные табло и др.). ЖРД изготавливались на заводе, на территории которого находилось ОКБ.

С 1945 ОКБ специализируется в создании мощных ЖРД и именуется ГДЛ — ОКБ. Первыми отечественными ЖРД большой тяги стали кислородно-спиртовые двигатели РД-100, РД-101, РД-103, разработанные в 1948—53 и нашедшие применение, в частности, в геофизических ракетах. В 1957 созданы кислородно-керосиновые ЖРД РД-107, РД-108, обеспечившие полёт первой в истории РН, азотнокислотный ЖРД РД-214, положивший начало мощным ЖРД на высококипящем топливе. В начале 60-х гг. появились РД-111, РД-119, РД-216, РД-219 и др. Большим достижением явилось создание в 1965 двигателя РД-253 для РН «Протон». В 1965—70 создан двигатель РД-301, работающий на высокоэффективном фторно-аммиачном топливе. ЖРД конструкции ГДЛ — ОКБ используются на всех современных РН, причём пуск РН обеспечивается исключительно двигателями ГДЛ — ОКБ. Мощные ЖРД, разработанные в ГДЛ — ОКБ, используются и на многих дальних боевых ракетах.

В связи с 40-летием ГДЛ — ОКБ (1929—69) на зданиях Адмиралтейства и Иоанновского равелина Петропавловской крепости (Ленинград), где оно размещалось в 30-х гг., установлены мемориальные доски. Достижения ГДЛ — ОКБ отмечены орденами Ленина (1961), Октябрьской Революции (1979), Трудового Красного Знамени (1956) и почётными дипломами ФАИ (1967, 1971). В честь работников ГДЛ — ОКБ (Н. П. Алехина, Артамонова, А. И. Гаврилова, А. Д. Грачева, Жирицкого, А. Л. Малого, Ю. Б. Мезенцева, Е. С. Петрова, Г. Ф. Фирсова. Н. Г. Чернышева) названы 10 кратеров на обратной стороне Луны (1966)...

В. И. Прищепа. Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985


Александр Красников kai@aha.ru

Последние изменения внесены 9 Февраля 1997 г.