/* Горизонт */

//-->

Самарский завод "Прогресс"

страницы истории

В 1894 г. в сарае на Садово-Триумфальной площади в Москве обрусевший немец Юрий Александрович Меллер основал мастерскую по сборке велосипедов, а уже через год на ее базе была создана слесарно-механическая фабрика. Казалось — какая связь между велосипедами и ракетами?

В 1899 г. Меллер перевел свою фабрику на Ямское поле, и через год на ее базе было учреждено Акционерное общество "Дукс", перепрофилированное для постройки железнодорожных дрезин, затем паромобилей, мотоциклов, электромобилей, автомобилей и аэросаней.

Первый аэроплан, построенный на заводе, поднялся в воздух летом 1909 г. В следующем году на заводе построен первый русский военный дирижабль "Кречет", а немного позже и "Ястреб".

К 1914 г. АО "Дукс" приобрело мировую известность производством аэропланов и моторов к ним. Значительная часть аэропланов, на которых воевали российские летчики в Первую мировую войну, были дуксовского производства. За 1910-1917 гг. "Дукс" построил более 1700 самолетов, в то время как вся Россия — примерно 6000. Выпускал завод и семицилиндровый авиационный двигатель конструкции А.В.Нестерова. Только в 1915 г. со стапелей завода сошло 450 самолетов.

Большевики национализировали "Дукс" 30 декабря 1918 г. и переименовали его в Государственный авиационный завод (ГАЗ) №1. Завод продолжал выпускать самолеты зарубежных конструкций. В 1923 г. были выпущены первый самолет-разведчик Р-1 и первый советский истребитель, низкоплан ИЛ-400 (И-1) конструкции Н.Н.Поликарпова.

В 1923 году шефы из Общества друзей воздушного флота присвоили заводу имя ОДВФ. Через два года Государственный завод №1 уже имел имя нового шефа — "Авиахима".

В 1931-32 г. завод с Ямского поля перебазировался на Ленинградский проспект, а на старом месте образовались новые предприятия: Агрегатный завод №32 по производству вооружения и металлургический завод №34.

В 1939 г. 19 мая осуществлен успешный запуск первой в мире двухступенчатой ракеты Р-З конструктора А.И.Меркулова.

В 1941 г. ГАЗу №1 присвоено имя И.В.Сталина.

В октябре завод был эвакуирован в Куйбышев на площади строящегося завода №122. В этом же году вГАЗ №1 им.Сталина кроме завода №122 влились ранее эвакуированные сюда же заводы №8 из Днепропетровска, №35 из Смоленска, №463 из Таллина, №464 из Риги, №465 из Каунаса и №483 из Киева. А в Москве на бывших площадях з-да №1 в декабре было воссоздан завод №30, который начал производство штурмовиков Ил-2.

В годы войны завод №1 выпускал самолеты И-153, МиГ-З, Ил-2, Ил-10 и Ту-2.

С 1946 по 1958 год завод серийно выпускал самолеты МиГ-9, МиГ-15 с модификациями, МиГ-17, Ил-28 и Ту-16. Было построено и множество экспериментальных самолетов.

2 января 1958 правительство решило параллельно с выпуском самолетов организовать на заводе производство модификации МБР Р-7 (8К71). Первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 г. с полигона Тюра-Там. В этом же году на заводе было налажено серийное производство МБР Р-7А (8К74),а затем и Р-9 (8К75).

В это же время завод выпускал и крупнейшую крылатую ракету "Буря".

В организации серийного производства на заводе ракет активное участие принял С.П.Королев. Им же в 1959 г. на заводе создан конструкторский отдел, реорганизованный 1974 г. в две организации: ЦСКБ, руководимое Д.И.Козловым, и волжский филиал НПО "Энергия", возглавляемое С.А.Петренко.

В декабре 1959 г. ГАЗ №1 им.Сталина присвоено название п/я 208,

12 апреля 1961 г. серийная РН 8К72К вывела на орбиту КК "Восток" с Гагариным на борту. В 1961 г. завод №1 получил новое звучное имя "Прогресс", которое носит до сих пор.

В том же году на заводе было начато серийное производство РН "Восток" (8А92). В 1962 г. завод запустил в серию боковые блоки РН "Молния" (8К78) и РН "Восход" (11А57).

В 1963-1974 гг. завод осваивал выпуск РН Н-1 для доставки наших космонавтов на Луну. Было собрано 10 таких ракет. К сожалению, из-за аварий первой ступени все четыре пуска были неудачными, и программу закрыли. На базе оборудования и производственных корпусов десять лет спустя было развернуто производство РН "Энергия". Оба запуска этой РН были успешными, но и эта программа практически закрыта. Основная причина — отсутствие тяжелых полезных нагрузок для сверхмощной РН.

В 1965 г. завод дополнительно освоил серийный выпуск РН серии "Союз" (1 1Л511) со множеством модификаций. Эта РН до сих пор является единственным средством доставки на орбиту пилотируемых космических кораблей.

С 1961 г. параллельно с серийным выпуском РН завод освоил серийный выпуск серий спутников наблюдения земной поверхности "Зенит"и "Янтарь", и сделанных на их базе серий спутников научных и народно-хозяйственных целей "Бион", "Ресурс" и "Фотон", а также автономных контейнеров серии "Наука".

Таким образом, завод "Прогресс" более 35 лет занимает ведущее место в ракетно-космической промышленности страны.

По материалам: Copyright © Игорь Маринин, Новости космонавтики, ¹ 25 за 1994 г.


webmaster - Александр Красников

Последние изменения внесены 6 Октября 1997 г.