/* Горизонт */

//-->

Проект ракеты-носителя АНГАРА

Макет ракеты-носителя Государственный ракетно-космический центр им. М. В. Хруничева (РКЦХ) представил предварительный проект (на выставке в ЛЕ БУРЖЕ, 1995 год) нового тяжелого носителя "Ангара", разрабатываемый в рамках правительственного постановления. Финансирование программы, нацеленной на проведение первого запуска примерно в 2000 г., уже началось.

"Ангара" будет более мощным носителем, чем в высшей степени удачный "Протон", выпускаемый РКЦХ. "Ангара" проектируется применительно к условиям запуска с космодрома Плесецк, что устранит зависимость России от казахского космодрома Байконур.

На первой ступени носителя будут установлены четыре таких же ЖРД, работающих на топливе "жидкий кислород — керосин", какие используются на носителе "Зенит". На таких же компонентах будет работать и единственный ЖРД второй ступени, представляющий собой модификацию ЖРД носителя "Энергия".

Однако по общей компоновке "Ангара" заметно отличается от обычных носителей. В основном корпусе первой и второй ступеней ракеты размещены баки горючего, а огромные баки для жидкого кислорода подвешены сбоку. Представители РКЦХ сообщили, что такая компоновка позволит изменять конфигурацию носителя, как это предусматривается для "Ариана" французской компании "Арианспейс". Таким образом, посредством варьирования и комбинирования элементами системы можно будет получать различные варианты носителя.

Исходным станет вариант двухступенчатого носителя для доставки грузов массой до 25 т на низкую околоземную орбиту (НОО) с наклонением 63°. В результате по сравнению с "Протоном", запускаемым с космодрома "Байконур" на такую же орбиту, грузоподъемность возрастет на 2 т.

В трехступенчатой конфигурации, где новый ЖРД третьей ступени также работает на жидком кислороде и керосине, "Ангара" сможет выводить 4,5 т груза на геосинхронную орбиту. Третий вариант носителя предназначен для запуска его с самолета АН-124 "Руслан". В этом проекте, разрабатываемом совместно РКЦХ и НПО "Молния", предполагается использовать модифицированный ЖРД второй ступени "Ангары". Запускаемый с. самолета вариант носителя "Ангара" сможет выводить до 6 т полезной нагрузки на НОО с наклонением 51° при стоимости примерно 1500 долл. за кг.

По материалам: "Еженедельник авиации и космической технологии", лето 1995 года.


Александр Красников kai@aha.ru

Последние изменения внесены 15 Июня 1997 г.